Суперинструктор
Регистрация на сайте

БЕСПЛАТНЫЙ
обратный звонок

Мы ждём Ваших звонков
ежедневно с 08:00 до 23:00

Есть вопросы?
Звоните!

Москва

Услуги авто и мото вождения. Все виды услуг обучения управления транспортом

Греть машину перед поездкой или не греть?

Все, кого ни спрошу, дают прямо противоположные советы.

Я бы сразу сказал: «Греть!» Однако, учитывая противоречивые мнения, стоит остановиться на этом вопросе подробнее.

Вопрос «прогревать – не прогревать» содержит целый ряд нюансов, о которых автовладельцу, желающему ездить на своей машине много лет без дорогостоящих ремонтов, необходимо знать следующее.

Нюанс первый – это банальная истина о том, что двигатель внутреннего сгорания рассчитан на работу при температурах около 100 градусов!

Именно под эту рабочую температуру, с учетом неизбежного коэффициента теплового расширения, изготавливаются все детали и подгоняются сочленения. На холодном двигателе напряжения в деталях и зазоры совершенно иные, а потому даже незначительные нагрузки в такой ситуации приводят к крайне быстрому износу двигателя.

Разумеется, использование современных материалов и покрытий, а также новых высококачественных масел привело к тому, что двигатель не заклинивает, даже если заставить его тащить на себе машину еще до того, как со стенок блока успел стаять иней – но при этом ресурс двигателя сокращается, иногда даже не на километры, а в разы, если не в десятки раз! Принято считать, что каждая холодная заводка равносильна полутысяче километров пробега.

Нюанс второй: в инструкциях к автомобилям нередко написано, что водителю «следует сразу начинать движение, чтобы двигатель как можно быстрее прогрелся под нагрузкой». И это правда: чем выше нагрузка на мотор, тем больше в нем выделяется тепла, тем быстрее он прогревается. Однако, если вспомнить о проблеме высокого износа из-за повышенных тепловых зазоров либо о слишком плотной посадке движущихся узлов в холодном корпусе, то сразу станет понятно, что тут далеко не все так просто. Например, под высокой нагрузкой плотно посаженный в цилиндр поршень (при подборке пар считается, что нормальный зазор – это когда поршень без колец медленно опускается в цилиндре под собственным весом) начнет быстро расширяться. Ведь он соприкасается с раскаленными газами сгорающей топливной смеси. А вот стенки цилиндра, охлаждаемые антифризом, начнут свое расширение значительно позднее. И вот тут затевается рискованная лотерея: успеет поршень «задраться» либо заклиниться к моменту расширения цилиндра или не успеет? Причем по совершенно очевидным причинам плотность посадки поршней в цилиндрах будет резко возрастать по мере изначального охлаждения двигателя. Одно дело – температура при запуске плюс 15 градусов, и совсем другое – минус 15. А если минус 25? Стоит ли при такой температуре спешить с нагревом поршня в цилиндре? Ведь он охлаждается за счет «контактной передачи тепла» стенкам цилиндра и обдува донышка холодным воздухом полости картера. При малой нагрузке тепло отвестись еще успеет и сильно поршень не «разопрет». А вот на полном газу сразу после заводки – не факт.

Нюанс третий: обогащение топливной смеси при заводке и прогреве двигателя. Мало кто из водителей задумывается над тем, что причиной переборки двигателя в 90 процентов случаев является падение компрессии. А падение компрессии – «залеганием» уплотнительных колец в канавках поршней. «Залегание» же всегда есть следствие нагара. А откуда берется нагар?

Общеизвестный факт: при заводке холодного двигателя смесь необходимо переобогащать, поскольку капельки топлива из смеси осаждаются на холодных стенках двигателя. И чем длиннее тракт, по которому летит смесь, тем богаче оная должна быть в момент смешения бензина с воздухом. Иначе – не вспыхнет. Однако излишне богатая смесь углеводорода и воздуха не прогорает полностью, часть углерода остается в отработанных газах и выпадает где ни попадя в виде сажи, или, проще говоря, нагара. Таким образом, чем сильнее вы давите на газ при холодном двигателе, тем больше летит в цилиндры переобогащенной смеси и тем больше там выпадает нагара. И тем быстрее залипнут поршневые кольца в канавках цилиндров. Зависимость прямая и очень четкая.

Можно уверенно сказать, что езда на непрогретом двигателе в высшей степени неразумна на машинах с карбюраторным методом создания топливной смеси, а также с моновпрыском она крайне опасна для любых типов двигателей при отрицательных температурах.

Кстати, хитрые буржуины, прекрасно сознавая опасность холодной работы двигателя – даже в режиме прогрева! – устанавливают на моторы специальные предпусковые обогреватели, чтобы этой самой «холодной» работы избежать. При цене в пределах 200–300 долларов такой обогреватель способен продлить в три-четыре раза ресурс двигателя стоимостью на порядок выше. Подогреватель отличается значительно меньшим расходом топлива по сравнению с работающим на «самообогрев» мотором, а кроме того – способен побаловать водителя некоторыми приятными мелочами.

Например, ему можно назначить время включения минут за десять до того, когда вы обычно выезжаете на работу. В нужный час обогреватель запустится, согреет мотор, и тогда вам, выйдя из дома, останется только сесть в салон, включить печку, повернуть ключ зажигания и начинать движение. В качестве заменителей предпускового подогревателя в последнее время начали использовать так называемые аккумуляторы тепла, или, проще говоря, специальные термосы, в которых сохраняется часть горячего антифриза после остановки двигателя. По стоимости они значительно ниже предпусковых подогревателей, а ресурс двигателя сохраняют ничуть не хуже.

Нюанс четвертый: загустение масла. Общеизвестным фактом является то, что при снижении температуры масло становится ощутимо гуще. Для двигателей, залитых соответствующим сезону маслом, это не является особой проблемой. А вот для машин с АКПП, которые получают у нас в стране все большее распространение, данная неприятность может оказаться фатальной. Проблема в том, что внутри АКПП имеется большое количество датчиков, клапанов, шайбочек и муфточек, сделанных из пластика и весьма хлипких. Разумеется, при рабочих температурах все они вполне успешно выполняют свои функции. Но вот при низкой температуре эти нежные детальки, оказавшись под давлением идущего из гидронасоса масла повышенной вязкости, совершенно запросто могут и поломаться. Поэтому на машинах с АКПП категорически запрещено при температурах ниже минус 15 градусов начинать движение без предварительного прогрева. При просто отрицательных температурах – это нежелательно. Во всех прочих случаях – нежелательно давать автоматической коробке полную нагрузку сразу после заводки двигателя.